Олимпиада по физкультуре.

Ежегодная всероссийская олимпиада проводится с целью отбора лучших учеников Федерации. Физическая культура – одна из 24 дисциплин, которые входят в состав программы, инициируемой Министерством образования России. Олимпиада 2019-2020 учебного года является 20 ежегодным мероприятием по выявлению наилучших школьников.

Основные этапыи сроки проведения

Программа по физической подготовке состоит из двух частей: практической и теоретической.
Состязания проходят в 4 этапа.
1. Школьный.
2. Муниципальный.
3. Региональный.
4. Всероссийский (финал).

Первый этап соревнований проводится среди учеников 5 – 11 классов каждого учебного заведения в отдельности. Программа разработана городской методической комиссией, а результаты проверяют преподаватели школы, гимназии, лицея, где проходят состязания.

На второй муниципальный тур попадают ученики не младше 7-го класса, которые показали наилучшие результаты в пределах школьных соревнований. Программу олимпиады на этом этапе составляют члены региональных комиссий. За организацию мероприятия и подсчет результатов отвечают городские и районные администрации.

К региональному соревнованию допускаются победители предыдущих этапов (1-3 места). Разделение участников проходит по двум категориям: 7-8-ые и 9-11-ые классы.

Всероссийский финальный этап проходит между победителями из всех регионов, которые набрали достаточное количество баллов. Составлением программы соревнований, организацией и подсчетом итоговых результатов занимаются представители Минобразования.

Сроки проведения олимпиады по физической культуре 2019-2020 года:
• школьный уровень – 2 половина сентября – 1 половина октября;
• муниципальный этап – с 20 октября по середину декабря;
• региональный тур – середина января – конец февраля 2020 года;
• финальные соревнования – с 13 по 19 апреля.

СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ, НАЧИСЛЕНИЕ БАЛЛОВ

Всероссийская олимпиада на всех этапах проводится по единому шаблону.
1. Теоретическая часть – тесты и вопросы без вариантов ответов.
2. Практическая часть – нормативы для девочек и мальчиков.

Ответы на тестовые вопросы демонстрируют знания о физиологии, спорте и допустимых физических нагрузках. Вторая часть теоретических заданий состоит в дополнении фразы, сравнении определений, правильном порядке тезисов. Время на выполнение:
• 45 минут для учеников 7-8 классов;
• 75 минут для учеников 9-11 классов.

В практической части содержатся основные упражнения по гимнастике, легкой атлетике, баскетболу, футболу и прочим видам спорта, которые входят в нормативы школьного курса. Оценка зависит от возрастных и гендерных нормативов. Результаты обеих частей суммируются в итоговые баллы.

При выполнении определенного упражнения оцениваются его сложность и техника (максимальное значение 10,0). Оба результата суммируются (лучший результат 20,0). Каждый участник должен предоставить жюри корректно заполненный тарифный лист.

МОТИВАЦИЯ И СИСТЕМА НАГРАЖДЕНИЙ

Победителям каждого этапа соревнований выдается приз за участие. Занявшие 1-3-тье место в школьном уровне олимпиады получают наградные документы. Первые 10 участников могут рассчитывать на поощрительные призы: календари, плакаты, журналы и пр. За победу на финальном этапе всероссийской олимпиады тройка лучших награждается медалями за 1-е, 2-е и 3-е место в соревнованиях.

Министерство образования России подготовило дипломы, льготы и денежные призы для талантливой молодежи. При поступлении в ВУЗы Москвы по специальности «физическая культура» на бюджетной основе победителям олимпиады обеспечат зачисление без вступительных экзаменов. Лучшим участникам соревнований гарантирована высшая годовая оценка по физкультуре.

Практическая польза физических упражнений связана с особенностями физиологии. Растущему организму необходимо движение для полноценного гармоничного развития и укрепления иммунитета. Физическая активность помогает избавиться от умственного переутомления, лишней энергии, повышает настроение.

Занятие активными видами спорта может раскрыть внутренний потенциал человека, что в дальнейшем поспособствует желанию развиваться физически на профессиональном уровне. Результаты исследований показали, что регулярные физические упражнения способствуют успехам в будущем, так как спортивные достижения вырабатывают навыки самодисциплины и целеустремленности.

КАК ЗАПИСАТЬСЯ НА ОЛИМПИАДУ

Участие в соревнованиях проводится на добровольной основе среди учащихся в учебных заведениях 5-11-х классов. Родители могут подать заявку за две недели до начала. Кроме заявления, необходимо письменно подтвердить ознакомление с порядком проведения олимпиады и дать согласие на публикацию работ несовершеннолетних детей.

Кроме соответствия возможностей участника и актуальных нормативов, стоит подготовить теоретическую часть. Материалы можно найти в учебниках по физической культуре за 5-7-ой, 8-9-ый и 10-11-ый классы. Дополнительно стоит записаться на олимпийский классный час и ознакомиться с ответами предыдущих олимпиад.

Для старшеклассников понадобится оформить свое участие самостоятельно с приложением документов, удостоверяющих личность. Подробности можно узнать в учебном заведении, которое принимает участие в олимпиаде.

Характеристика содержания школьного этапа, описание подходов к разработке заданий предметно-методическими комиссиями

Школьный этап является первым отборочным этапом Всероссийской олимпиады школьников по предмету «Физическая культура».

На данном этапе в олимпиаде могут принимать участие все учащиеся 5-11 классов всех общеобразовательных школ населенного пункта (города, деревни, области, платформы, поселка, поселка городского типа, рабочего поселка, района, села, станицы, станции, хутора).

Рекомендуемые сроки проведения школьного этапа: сентябрь-октябрь текущего года, количество проводимых дней – не более 3 дней. Конкурсные испытания должны проводиться отдельно среди девочек/девушек и мальчиков/юношей. Конкурсные испытания олимпиады должны состоять из обязательных двух видов заданий: практического и теоретико-методического.

Практические испытания заключаются в выполнении упражнений базовой части школьной примерной программы по предмету «Физическая культура» по разделам: гимна- стика, легкая атлетика, баскетбол, волейбол, футбол (по выбору организаторов). Организаторы могут включить в олимпиадные задания испытание по виду спорта из вариативной (ре- гиональной) части школьной программы.

Олимпиадные задания должны состоять из набора технических приемов, характерных выбранному методической комиссией виду спорта, по которому проводится испытание. Предметно-методическая комиссия должна разработать регламент каждого практического испытания по виду спорта, в котором необходимо отразить следующие пункты: руководство испытанием, порядок выполнения задания, программа испытания, оценка выполнения и др.

Теоретико-методическое испытание заключается в ответах на тестовые вопросы, сформулированные в соответствии с программными требованиями к уровню знаний учащихся соответствующей возрастной группы основной и средней (полной) школы по образовательной области «Физическая культура». Задания для теоретико-методического испытания учащихся во всех возрастных группах должны содержать не более 15 вопросов с вариантами ответов.

Предметно-методическая комиссия должна разработать технологию оценки выполнения данного вида задания, а также регламент теоретико-методического испытания, в котором необходимо отразить следующие пункты: руководство испытанием, порядок выполнения задания, программа испытания, оценка выполнения, и др.

Перечень материально-технического обеспечения в зависимости от предложенного содержания и примеров заданий Материально-техническое обеспечение каждого вида испытания школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по предмету «Физическая культура» зависит от предложенного предметно- методической комиссией содержания и примеров заданий программы олимпиады.

При проведении испытания по гимнастике, в зависимости от содержания предложенных заданий, необходимо иметь соответствующее спортивное оборудование: акробатическую дорожку, вокруг которой должна иметься зона безопасности шириной не менее 1,5 метров, полностью свободная от посторонних предметов. Для выполнения упражнений на разновысоких и параллельных брусьях, бревне, перекладине и гимнастическом коне должен использоваться комплект типового школьного гимнастического оборудования, установленный в соответствии с требованиями к безопасности проведения занятий.

При проведении испытаний по спортивным играм (волейболу, баскетболу, футболу и др.) рекомендуется выполнять контрольные упражнения на площадке со специальной разметкой для игры в соответствующий вид спорта. Вокруг площадки должна иметься зона безопасности шириной не менее 1 метра, полностью свободная от посторонних предметов.Также для проведения испытания необходимо иметь соответствующие снаряжение и инвентарь (сетка, мяч, ворота, фишки и др.).

При проведении испытаний по легкой атлетике в зависимости от включенных заданий рекомендуется иметь соответствующие оборудование и инвентарь: секундомер (бег на различные дистанции), прыжковую яму (различные виды прыжков), сантиметр, ядро, маты и др.При проведении теоретико-методического задания учащиеся должны быть обеспечены всем необходимым для выполнения задания: авторучкой, вопросником, бланком ответов.

Описание специфики олимпиады по предмету «Физическая культура» для разработки требований к организации и проведению школьного этапа в субъектах Российской Федерации

Все виды испытаний должны проходить отдельно среди учащихся разного пола и в следующих трех возрастных группах: 1 группа – 5-6 классы (мальчики, девочки); 2 группа – 7-8 классы (мальчики, девочки); 3 группа – 9-11 классы (юноши, девушки).

Практический тур. Практические испытания заключаются преимущественно в выполнении упражнений базовой части школьной примерной программы по предмету «Физи- ческая культура». Количество практических испытаний на школьном этапе Всероссийской олимпиады равно трем. Виды практических испытаний должны выбираться предметно- методической комиссией – два любых практических испытания из разделов: гимнастика, легкая атлетика, спортивные игры; третье испытание – из вариативной части региона или ис- пытание по прикладной физической культуре «Полоса препятствий».

Теоретико-методический тур должен проводиться во всех возрастных группах по тестовым вопросам, разработанным предметно-методической комиссией, и является обяза- тельным испытанием школьного этапа. Продолжительность теоретико-методического испытания для всех возрастных групп – до 30 минут.

Победители и призеры школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников должны определяться по результатам набранных баллов за выполнение всех видов заданий на всех турах. Баллы начисляются в соответствии с местом (рангом), занятым участником по результатам отдельных испытаний. Итоговый результат каждого участника подсчитывается как сумма баллов (рангов), набранных им за выполнение каждого задания – чем меньше сумма, тем выше результат.

В случае равенства результатов нескольких участников при выполнении отдельных заданий им начисляется количество баллов, являющееся средним арифметическим от суммы занятых мест.

Список литературы, интернет-ресурсов и других источников для использования при составлении заданий школьного этапа

Бутин, И. М. Физическая культура: 9-11 классы : учебное пособие для учащихся общеобразовательных учебных заведений / И. М. Бутин, И. А. Бутина, Т. Н. Леонтьева, С. М. Масленников. – М. : ВЛАДОС, 2003.

Гурьев, С. В. Физическая культура. 8-9 класс : учебник / С. В. Гурьев, М. Я. Виленский. – М. : Русское слово, 2012.
Матвеев, А. П. Физическая культура. 6-7 класс : учебник / А. П. Матвеев, Ю. М. Соболева. – М. : Просвещение, 2012.
Матвеев, А. П. Физическая культура. 8-9 классы : учебник для общеобразовательных учреждений / А. П. Матвеев. – М. : Просвещение, 2012.
Погадаев, Г. И. Физическая культура. 7–9 классы : учебник / Г. И. Погадаев. – М. : Дрофа, 2012.
Примерная программа для учащихся X-XI классов общеобразовательных учреждений с углубленным изучением предмета «Физическая культура» ; под ред. А. Т. Паршикова. – М. Просвещение, 2000.
Физическая культура. 1-11 классы : комплексная программа физического воспитания учащихся / В. И. Лях, А. А. Зданевич. – Волгоград : Учитель, 2013.
Физическая культура : рабочие программы. 5-9 класс / А. П. Матвеев. – М. : Просвещение, 2011.
Физическая культура. 5-6-7 классы : учебник / М. Я. Виленский, И. М. Туревский, Т.Ю. Торочкова. – М. : Просвещение, 2011.
Физическая культура: учебник для учащихся 10-х классов образовательных учреждений с углубленным изучением предмета «Физическая культура» ; под общ. ред. А. Т. Паршикова, В. В. Кузина, М. Я. Виленского. – М. : СпортАкадемПресс, 2003.
Физическая культура: учебник для учащихся 11-х классов образовательных учреждений с углубленным изучением предмета «Физическая культура» ; под общ. ред. А. Т. Паршикова, В. В. Кузина, М. Я. Виленского. – М. : СпортАкадемПресс, 2003.
Физическая культура 10–11 классы : учебник для общеобразовательных учреждений ;под ред. В. И. Ляха. – М. : Просвещение, 2011.
Физическая культура. 9-11 классы : организация и проведение олимпиад : рекомендации, тесты, задания ; авт.-сост. А. Н. Каинов. – Волгоград : Учитель, 2009.

Периодические издания:
Спорт в школе : журнал.
Спорт в школе : газета (Издательский дом «Первое сентября»).
Физическое воспитание в школе : журнал.
Физическая культура в школе : журнал.

Интернет-ресурсы:
Сайт учителя физической культуры. – Июнь 2013.
Физкультура в школе – Июнь 2013.
Я иду на урок физкультуры.– Июнь 2013.

/ Нужно поддерживать крепость тела, чтобы сохранить крепость духа. /

/ Виктор Гюго /