Олимпиада школьников

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ПРОВЕДЕНИЮ

ШКОЛЬНОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО ЭТАПОВ ВСЕРОССИЙСКОЙ ОЛИМПИАДЫ ШКОЛЬНИКОВ

ПО ПРЕДМЕТУ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»

В 2019-2020 УЧЕБНОМ ГОДУ

Москва, 2019

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ .............................................................................................................. 3

ПРИНЦИПЫ СОСТАВЛЕНИЯ ОЛИМПИАДНЫХ ЗАДАНИЙ И

ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЛЕКТОВ ДЛЯ ШКОЛЬНОГО И

МУНИЦИПАЛЬНОГО ЭТАПОВ ВСЕРОССИЙСКОЙ ОЛИМПИАДЫ

ШКОЛЬНИКОВ ПО ПРЕДМЕТУ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» ........... 4

1.1. Общая характеристика школьного этапа ....................................................... 4

1.2. Общая характеристика муниципального этапа ............................................. 5

1.3. Структура и содержание олимпиадных заданий .......................................... 6

школьного и муниципального этапов ................................................................... 6

1.4. Рекомендации по составлению теоретико-методического задания и примеры заданий ..................................................................................................... 8

1.5. Рекомендации по составлению практических заданий .............................. 13

и примеры заданий ................................................................................................ 13

2. МЕТОДИКА ОЦЕНИВАНИЯ ВЫПОЛНЕННЫХ .................................. 18

ОЛИМПИАДНЫХ ЗАДАНИЙ ......................................................................... 18

2.1. Методика оценки качества выполнения ...................................................... 18

теоретико-методического задания ....................................................................... 18

2.2. Методика оценки качества выполнения ...................................................... 19

практических заданий ........................................................................................... 19

2.3. Подведение итогов олимпиады .................................................................... 20

3. ПЕРЕЧЕНЬ НЕОБХОДИМОГО МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ОЛИМПИАДНЫХ ЗАДАНИЙ, СПРАВОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ, СРЕДСТВ СВЯЗИ И ЭЛЕКТРОННО-ВЫЧИСЛИТЕЛЬНОЙ ТЕХНИКИ, РАЗРЕШЕННЫХ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ВО ВРЕМЯ ПРОВЕДЕНИЯ ОЛИМПИАДЫ ....... 22

4. СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРИ СОСТАВЛЕНИИ ЗАДАНИЙ ШКОЛЬНОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО ЭТАПОВ ОЛИМПИАДЫ .................................. 24

ВВЕДЕНИЕ

Настоящие методические рекомендации подготовлены региональной предметно-методической комиссией Всероссийской олимпиады школьников по предмету «Физическая культура» с целью оказания помощи муниципальным предметно-методическим комиссиям в составлении заданий для школьного и муниципального этапов и жюри школьного и муниципального этапов для их организации и проведения в субъектах Российской Федерации.

Одной из форм организации физического воспитания школьников является проведение олимпиад по физической культуре, в которых школьники принимают самое активное участие, демонстрируя свои знания и умения в области физкультуры и спорта.

Олимпиады - это одна из общепризнанных форм работы с одаренными и высокомотивированными учащимися. Участвуя в олимпиадах, такие дети оказываются в среде себе равных. Они стремятся соревноваться с другими, стремятся к победам. Олимпиады любого уровня дают уникальный шанс добиться признания в семье, в учительской среде и у одноклассников.

Методические материалы содержат рекомендации по порядку проведения школьного и муниципального этапов Всероссийской олимпиады школьников по предмету «Физическая культура», требования к структуре и содержанию олимпиадных заданий, перечень рекомендуемых источников информации для их подготовки, описание необходимого материально-технического обеспечения, критерии и методики оценивания выполненных олимпиадных заданий.

Региональная предметно-методическая комиссия Всероссийской олимпиады школьников по предмету «Физическая культура» выражает надежду, что представленные методические рекомендации окажутся полезными при проведении школьного и муниципального этапов и желает успехов организаторам в их проведении. В случае необходимости, дополнительную информацию по представленным методическим материалам можно получить по электронной почте, обратившись по адресу firsinsa@yandex.ru в региональную предметно-методическую комиссию по физической культуре.

1. ПРИНЦИПЫ СОСТАВЛЕНИЯ ОЛИМПИАДНЫХ ЗАДАНИЙ И ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЛЕКТОВ ДЛЯ ШКОЛЬНОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО ЭТАПОВ ВСЕРОССИЙСКОЙ ОЛИМПИАДЫ ШКОЛЬНИКОВ ПО ПРЕДМЕТУ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»

1.1. Общая характеристика школьного этапа

Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников по предмету «Физическая культура» представляет собой выполнение олимпиадных заданий, разработанных муниципальными предметно-методическими комиссиями в соответствии с содержанием образовательных программ основного общего и среднего общего образования углубленного уровня изучения предмета «Физическая культура» для 5-11 классов. Порядок проведения олимпиады определен приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 18 ноября 2013 г. N 1252; приказа Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 марта 2015 г. N 249 г. Москва "О внесении изменений в Порядок проведения всероссийской олимпиады школьников, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. N 1252"; приказа Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 декабря 2015 г. N 1488 г. Москва "О внесении изменений в Порядок проведения всероссийской олимпиады школьников, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. N 1252"; приказа Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 ноября 2016 г. N 1435 г. Москва "О внесении изменений в Порядок проведения всероссийской олимпиады школьников, утвержденный приказом Министерства образов образования и науки Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. N 1252".

Школьный этап олимпиады по предмету «Физическая культура» проводится по заданиям, составленным муниципальными предметно-методическими комиссиями олимпиады на основе содержания образовательных программ основного общего и среднего общего образования, углубленного уровня изучения предмета «Физическая культура». Требования к школьному этапу должны быть едиными для всех школ муниципалитета.

Организаторами олимпиады школьного этапа является орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования. Организаторы олимпиады вправе привлекать к проведению школьного этапа олимпиады образовательные и научные организации, учебно-методические объединения, государственные корпорации и общественные организации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Участниками школьного этапа олимпиады по предмету «Физическая культура» могут быть на добровольной основе все учащиеся 5–11 классов организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам основного общего и среднего общего образования.

Участники школьного этапа вправе выполнять олимпиадные задания, разработанные для более старших классов по отношению к тем, в которых они проходят обучение. В случае прохождения на следующие этапы олимпиады данные участники выполняют задания олимпиады, разработанные для класса, который они выбрали на школьном этапе олимпиады.

Сроки проведения школьного этапа: сентябрь-октябрь текущего года, количество проводимых дней – не более 3.

Конкурсные испытания должны проводиться отдельно среди девочек/девушек и мальчиков/юношей.

1.2. Общая характеристика муниципального этапа

Муниципальный этап Всероссийской олимпиады школьников по предмету «Физическая культура» представляет собой выполнение олимпиадных заданий, разработанных региональными предметно-методическими комиссиями в соответствии с содержанием образовательных программ основного общего и среднего общего образования углубленного уровня для 7-11 классов. Порядок проведения олимпиады определен приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 18 ноября 2013 г. N 1252; приказа Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 марта 2015 г. N 249 г. Москва "О внесении изменений в Порядок проведения всероссийской олимпиады школьников, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. N 1252"; приказа Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 декабря 2015 г. N 1488 г. Москва "О внесении изменений в Порядок проведения всероссийской олимпиады школьников, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. N 1252"; приказа Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 ноября 2016 г. N 1435 г. Москва "О внесении изменений в Порядок проведения всероссийской олимпиады школьников, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. N 1252" (далее – Порядок). Муниципальный этап олимпиады проводится организатором – органом местного самоуправления, осуществляющим управление в сфере образования, ежегодно в ноябре-декабре. Срок окончания муниципального этапа – не позднее 25 декабря. Конкретные даты проведения муниципального этапа олимпиады устанавливаются органом государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим управление в сфере образования.

Организаторы олимпиады вправе привлекать к проведению муниципального этапа олимпиады образовательные и научные организации, учебно-методические объединения, государственные корпорации и общественные организации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В муниципальном этапе олимпиады по физической культуре принимают индивидуальное участие:

- участники школьного этапа олимпиады текущего учебного года, набравшие необходимое для участия в муниципальном этапе олимпиады количество баллов, установленное организатором муниципального этапа олимпиады;

- победители и призеры муниципального этапа олимпиады предыдущего учебного года, продолжающие обучение в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам основного общего и среднего общего образования (п. 46 Порядка).

Победители и призеры муниципального этапа олимпиады предыдущего года вправе выполнять олимпиадные задания, разработанные для более старших классов по отношению к тем, в которых они проходят обучение (п. 47 Порядка). В случае их прохождения на следующие этапы олимпиады данные участники выполняют задания олимпиады, разработанные для класса, который они выбрали на муниципальном этапе олимпиады.

Конкурсные испытания должны проводиться отдельно среди девочек/девушек и мальчиков/юношей.

1.3. Структура и содержание олимпиадных заданий

школьного и муниципального этапов

Олимпиадные задания разрабатываются отдельно для мальчиков/юношей и девочек /девушек в трех возрастных группах обучающихся:

1 группа - 5-6 класс (школьный этап).

2 группа - 7-8 класс (школьный и муниципальный).

3 группа - 9-11 класс (школьный и муниципальный).

В этих же группах определяются победители и призеры олимпиады в соответствии с квотами, определенными организатором школьного и муниципального этапов олимпиады.

Конкурсные испытания олимпиады состоят из двух видов заданий: практического и теоретико-методического.

Теоретико-методическая часть является обязательным испытанием и заключается в решении заданий в тестовой форме. Продолжительность теоретико-методического испытания – не более 45 (Сорока пяти) минут.

Использование мобильных телефонов и других средств связи, а также общение между участниками во время выполнения задания не разрешается.

По окончании указанного времени участники обязаны сдать бланки ответов членам Жюри или представителям оргкомитета. По истечении времени, отведенного на выполнение теоретико-методического задания олимпиадное испытание прекращается. Бланки ответов участников испытания собираются членами жюри. Далее в присутствии члена жюри представителем оргкомитета кодируется (обезличивается) каждый бланк ответов участников.

На школьном этапе Олимпиады рекомендуется включать два-три практических задания, а на муниципальном – три-четыре задания по выбору организатора соответствующего этапа олимпиады.

Содержание теоретико-методической и практической частей заданий школьного и муниципального этапов олимпиады должны соответствовать требованиям к уровню знаний и умений обучающихся соответствующих классов и выпускников основной и средней (полной) школы по образовательному предмету «Физическая культура» углубленного уровня.

Практические испытания заключаются в выполнении упражнений базовой части школьной примерной программы по предмету «Физическая культура» по разделам: гимнастика, спортивные игры (баскетбол, волейбол, гандбол, флорбол или футбол), легкая атлетика (бег на выносливость), прикладная физическая культура («Полоса препятствий»). Организаторы могут включить в олимпиадные задания испытание по виду спорта из вариативной (региональной) части школьной программы.

Предметно-методические комиссии соответствующего этапа олимпиады должны разработать регламент каждого практического испытания по виду спорта, в котором необходимо отразить следующие пункты: руководство испытанием, порядок выполнения задания, программа испытания, требования к материально-техническим условиям выполнения задания и технике безопасности оценка выполнения и др.

При формировании заданий школьного и муниципального этапов олимпиады рекомендуется учитывать: зависимость повышения сложности заданий от возраста участников; увеличение объема времени в сочетании с увеличением числа заданий, исходя из возраста участников и этапа олимпиады; отражение в заданиях различных разделов предмета «Физическая культура» и степени их рассмотрения на уроках ко времени проведения этапа олимпиады с обращением к максимально большому количеству разделов; возможность проверки соответствия готовности участников к уровню их знаний предмета через разнообразные типы заданий олимпиады; сочетание различных видов заданий; представление заданий через различные источники информации; опору на межпредметные связи в части заданий.

Для подготовки отдельных заданий (заданий повышенной сложности) могут быть использованы учебно-методические и справочные пособия, допущенные или рекомендованные к использованию в учебном процессе компетентными органами управления образованием Российской Федерации. Основная цель введения таких заданий - ориентация участников Олимпиады на содержание заданий последующих этапов Всероссийской олимпиады.

В содержании олимпиадных заданий должны найти отражение нормативные требования к уровню подготовленности учащихся по предмету; творческий характер соревнований; общая культура участников, их эрудированность.

Содержание тестовых заданий должно соответствовать следующим критериям:

- задания должны быть разнообразными по форме и содержанию.

- сложность задания должна исходить из уровня теоретических знаний, установленного программно-методическими материалами, в которых раскрывается обязательное базовое содержание образовательной области и требования к уровню подготовки выпускников основной и средней школы;

- оригинальная формулировка задания или оригинальная идея его решения для конкретного состава участников олимпиады;

- в тексте условия задания не должны встречаться термины и понятия, выходящие за пределы изучаемых в рамках базового учебного плана предмета. В случае их употребления они должны быть определены или конкретизированы;

- задания должны быть написаны понятно, доходчиво и лаконично и иметь однозначные решения (ответы);

- задания не должны требовать для своего решения специальных знаний;

- задания должны быть разумной сложности и трудоемкости;

- форма заданий должна способствовать уменьшению времени, потраченному на выполнение каждого из них участником;

- в заданиях выбора для маскировки правильного ответа должны быть использованы только реально существующие термины, понятия и формулировки, составляющие предметную область учебного предмета «Физическая культура».

Для каждого нового этапа олимпиады следует разрабатывать оригинальные, новые по содержанию испытания, также в число конкурсных заданий рекомендуется включать отдельные вопросы олимпиады прошлых лет, решение которых вызвало у участников наибольшие затруднения.

1.4. Рекомендации по составлению теоретико-методического задания и примеры заданий

В содержание теоретико-методического испытания необходимо включать максимально разнообразную тематику вопросов по следующим разделам: «Культурно-исторические основы физической культуры и спорта», «Специфическая направленность физического воспитания», «Основы теории и методики обучения двигательным действиям», «Основы теории и методики воспитания физических качеств», «Формы организации занятий в физическом воспитании», «Методика решения частных задач физического воспитания», «Некоторые условия, способствующие решению задач физического воспитания», «Медико-биологические основы физкультурно-спортивной деятельности», «Правила соревнований»,

«Антидопинговые правила».

Испытания теоретико-методической части школьного этапа олимпиады должны содержать различные типы заданий:

А. Задания в закрытой форме, то есть с предложенными вариантами ответов. Задания представлены в форме незавершенных утверждений, которые при завершении могут оказаться либо истинными, либо ложными. При выполнении этих заданий необходимо выбрать правильное завершение из предложенных вариантов. Среди них содержатся как правильные, так и неправильные завершения, а также частично соответствующие смыслу утверждений. Правильным является то, которое наиболее полно соответствует смыслу утверждения.

Б. Задания в открытой форме, то есть без предложенных вариантов ответов. При выполнении этого задания необходимо самостоятельно подобрать определение, которое, завершая высказывание, образует истинное утверждение.

В. Задания на соотнесение понятий и определений (в дальнейшем задания «на соответствие»).

Г. Задания процессуального или алгоритмического толка.

Д. Задание в форме, предполагающей перечисление известных фактов, характеристик и тому подобного.

Е. Задания с графическими изображениями двигательных действий.

Ж. Задание-кроссворд.

Примеры теоретико-методических заданий различных типов

А). Задания в закрытой форме с выбором одного или нескольких правильных ответов. Этот тип вопросов может составлять около 70-90 процентов от общего числа заданий.

Например:

Как часто проходят Олимпийские игры?

а. каждый год;

б. один раз в два года;

в. один раз в три года;

г. один раз в четыре года.

Правильный ответ: г.

Гибкость человека можно измерить в… Отметьте все позиции.

а. градусах;

б. ньютонах, килограммах;

в. сантиметрах;

г. все выше перечисленное.

Правильный ответ: а, в

Б). Задания в открытой форме заключаются в дополнении основы утверждения собственной формулировкой его завершения.

Этот тип вопросов может составлять около 5-10 процентов от общего числа заданий.

Например:

Завершите определение, вписав соответствующее слово, число в бланк ответов.

Прыжок со снаряда в гимнастике обозначается как …

Правильный ответ: соскок.

Задания этой формы могут заключаться в подстановке пропущенного слова или числа в основной текст на месте прочерка.

Например:

Бег – это _____________ локомоторное движение, связанное с горизонтальным перемещением тела на основе чередования периодов опоры и полета.

В). Задания на соотнесение понятий и определений (в дальнейшем задания «на соответствие»). Этот тип вопросов может составлять около 5-10 процентов от общего числа заданий.

 

 

 

 

 

Например: Сопоставьте понятия, используемые культуры, с их характеристиками, вписав цифры в соответствующие поля бланка ответов. Понятия

 Характеристики

 А. Физическое развитие

 1. Биологический процесс.

 Б. Физическое воспитание

 2. Педагогический процесс

 В. Физическая подготовка

 3. Состояние

 Г. Физическое совершенство